Electroshock Records: Обзоры:  
СТАНИСЛАВ КРЕЙЧИ: "АНСИАНА"
(Electroshock Records 2000, ELCD 016)
 

08 композиций. Время звучания - 73:08



Станислав Крейчи (род. в 1936 г.) - композитор и радиоинженер, который вместе с Эдуардом Артемьевым, Александром Немтиным и Олегом Булошкиным стоял у истоков отечественной школы академической электронной музыки. Ее история неразрывно связана с замечательным изобретением русского инженера Евгения Александровича Мурзина - синтезатором АНС, который был одним из первых в мире инструментов такого типа. Его уникальность в том что он, в отличие от своего более известного "собрата" - синтезатора Роберта Муга, работал на основе не электрического, а оптического генератора звуковых колебаний. АНС сохранился и продолжает успешно функционировать и сейчас. В настоящее время он установлен в одном из помещений Московского государственного университета. Как явствует из названия данного альбома - "АНСиана" - он посвящен этому уникальному инструменту. Стоит ли говорить, что большая часть представленного здесь музыкального материала исполнена на синтезаторе АНС...

Фактически, "ANSiana" - первый авторский альбом Станислава Крейчи. Хотя впервые его произведения были представлены на сборной пластинке "Электронная музыка АНС", которая была выпущена на фирме "Мелодия" еще в 1970 году. Эти композиции были созданы в период самодеятельной работы на синтезаторе АНС (1960-1966 гг.), когда он стоял в мемориальной квартире А. С. Скрябина (эти записи были переизданы на сборнике "Electroshock Presents: Electroacoustic Music, Vol. 4: Archive Tapes. Synthesizer ANS (1964-1971)" (ELCD 011). Две представленных на "АНСиане" композиции - "Музыка для дерева и металла" и триптих "Океан" - впервые также были изданы на сборнике "Electroshock Presents: Electroacoustic Music from Russia, Vol.1", Disk #2, (ELCD005). Однако оба упомянутых здесь сборника уже давно стали раритетами.

Представленная на альбоме "ANSiana" электроакустическая музыка отличается как от плотного ансамблевого звучания произведений Артемия Артемьева, так и от политонального симфонизма Эдуарда Артемьева. Многие композиции Станислава Крейчи более тяготеют к конкретной музыке французских академических авангардистов послевоенных лет - Пьера Шеффера, Франсиса Дюмона и Эдгара Вареза. Впрочем, есть здесь и более "традиционное" электроакустическое произведение - "Рождение вертикали" ("Birth of Vertical", трэк N1). За плечами автора сорокалетний опыт работы со звуком. Кажется, что Станислав Крейчи способен извлечь музыкальный тембр практически из любого предмета. Причем не только извлечь, но и органически вплести его в музыкальную ткань произведения. Пожалуй, наиболее ярким примером подобного мастерства является "Музыка для дерева и металла" ("Music for Wood & Metal", N6). А в триптихе "Океан" ("Tryptich "Ocean", N2) переливы невероятных звуков, рожденных синтезатором АНС, переплетаются с шумом волн, голосами дельфинов или рокотом перкуссии, прихотливо изменяющей звучание согласно фантазии композитора.

В двухчастной электроакустической сюите "Ellipsiada" (N3 & N4) мы слышим интересный акустический инструмент "Овалоид", созданный русским инженером Вячеславом Колейчуком на основе металлических овальных рамок. Звук овалоида напоминает перезвон небольших колоколов, а звукорежиссура Станислава Крейчи заставляет их звенеть то на ближнем, то на дальнем плане, немилосердно скрежетать или разноситься гулким далеким эхом. Композиция "Six days of Creation" (N5) основана на женском голосе, читающем первые стихи первой главы "Книги Бытия", и его превращениях на фоне синтезатора АНС. Любопытно сравнить этот своеобразный опыт электроакустической каббалистики с аналогичными работами, например, Карлхайнца Штокхаузена... Затем следует "Confession" (N7) - небольшое, но эффектное произведение для женского голоса и овалоида с синтезатором АНС. В результате получилась жутковатая композиция на тему "Привидение в замке". Завершающая альбом 11-минутная "ANSiana" наполнена загадочными тягучими звуками и их самыми неожиданными трансформациями. Она целиком исполнена на синтезаторе АНС. Уникальный голос этого инструмента мгновенно узнаваем (как, например, узнаваем голос знаменитого электрооргана "Hammond"). Здесь композитор блестяще демонстрирует замечательные возможности АНС - одного из первых в мире синтезаторов.

Максим Клепиков



Помните первые годы существования "Tangerine Dream", когда это было не больше, чем просто название, на счету которого было лишь несколько альбомов? Так вот, эти времена первопроходцев электроники, похоже, служат опорой для деятельности лейбла "Electroshock Records". На этом лейбле вышло пять новых дисков, которые подтверждают тот факт, что компания является одной из ведущих в мире в том, что касается оригинальности музыкального материала. Я знаю, что существует некоторое количество замечательных лейблов, которые в своей специализации опираются на подобные ранние электронные звуковые ландшафты, и мне нравится подобный материал. Я считаю, что чем его больше, тем лучше. Первый из новых дисков - это альбом Станислава Крейчи, который называется "ANSiana". Он состоит из восьми треков, два из которых разделены на "части", хотя каждая такая часть не является самостоятельным треком, если, конечно, Вы понимаете, что я имею ввиду. Крейчи не так уж известен, хотя в своей родной России он написал музыку к нескольким проектам. Тем не менее, данная работа может стать известной, поскольку большинство материала было написано и исполнено на синтезаторе АНС и Овалоиде. Первый из них - совершенно замечательный аппарат, состоящий из вращающихся стеклянных пластин с напылением, мигающих лампочек и прочих вещей, ассоциируемых с научно-фантастическими фильмами пятидесятых. Я написал детализированную статью об АНСе в одном из прошлых выпусков, и до сих пор он остаeтся одним из самых потрясающих инструментов, что мне довелось слышать. Не могу сказать многого об Овалоиде, но знаю, что он был изобретeн Вячеславом Коллейчуком. В целом альбом напичкан звуками и эффектами, находящимися где-то на самой границе человеческого воображения: звуковые волны плывут, смешиваясь с выпрыгивающими наружу присвистываниями и восторженными субатомными возгласами. Первая композиция "Birth of Vertical" устанавливает стандарт для остальной части диска, который не ослабевает ни на секунду. "Trytych "Ocean"", "ANSiana", и "Confession" - очень красивые и возбуждающие воображение вещи, которые являются великолепным примером действительно интересной и творчески насыщенной электронной музыки.

Dave W. Hughes ("Modern Dance")



Станислав Крейчи - лицо поистине историческое и ключевое в истории советской электроники. Его относят к первому поколению электронных композиторов СССР, который вместе с Эдуардом Артемьевым, Софьей Губайдулиной, Альфредом Шнитке и другими стоял у истоков легендарной студии электронной музыки, в которой, как известно, длительное время располагался первый в мире синтезатор АНС. Именно этому синтезатору и посвятил свою жизнь этот композитор, как никто другой изучивший характер и неординарные возможности этого памятника советской электроники. "АНСиана" - первый полновесный и законченный альбом композитора, записанный в 2000-ом году при поддержке музыкантов-новаторов Вячеслава и Анны Коллейчук. Новаторами их можно назвать по причине того, что они привнесли в электроакустические ландшафты мистического АНС литературные постановки и самобытное звучание изобретенного собственноручно акустического инструмента Овалойда. Пытаться как-то еще охарактеризовать содержание этой пластинки мне представляется сложным, так как ее я могу прежде всего видеть как еще одну самобытную реликвию отечественной электроники, такой мистической и безграничной, как русская душа.

Андрей Грачeв (Энциклопедия независимой музыки "Евразия")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004