Electroshock Records: Статьи:  
HANS JOACHIM ROEDELIUS: Я ПОСТОЯННО ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ...
 

Артемий Артемьев

Краткая историческая справка:

Имя Ханса Йоахима Роделиуса широко известно в кругах электронной, электроакустической и экспериментальной музыки. Его смело можно назвать одним из основополжников "современной немецкой школы элктронной музыки". Родился он в 1934 году в Берлине. В 1964 году основал несколько музыкальных проектов ("Plus-Minus", "Gerausche", "Spontan"), основным направлением для коих явилось экспериментирование со звуком и с электронникой. В 1968 году Роделиус является одним из организаторов известного берлинского клуба "Zodiak Free Art Сentre". Этот клуб, в последствии, стал местом рождения таких именитых немецких электронных групп как "Tangerine Dream", "Ashra Tempel" и группы самого Ханса Йоахима "Kluster". С 1979 года Роделиус обосновался в Австрии и сконцентрировал своe внимание на сольной карьере. На сегодняшний день композитором выпущено 28 сольных альбомов.

Артемий Артемьев: Ханс Йоахим, расскажите пожалуйста несколько слов о себе, о Ваших первых опытах роботы со звуком и первых шагах на поприще электроакустической музыки, о Ваших преподавателях и тех композиторах, которые оказали влияние на Вашу творческую деятельность.

Ханс Йоахим Роеделиус: Я начал экспериментировать со звуком, с тембрами и с разнообразными шумами в середине 60-х годов во время моих так-называемых гастролей по Европе в качестве "Wandervogel" (этим немецким словом на континенте называют молодых людей, которые оставили свой отчий дом ради познания мира за пределами родных пенатов). Началось это на лоне природы, где-то в самом сердце острова Корсика. Я сидел ночью у костра и почему-то мне захотелось разогреть бочeнок с маслом своими собственными руками. Я начал его тереть и спустя некоторое время этот, в какой-то степени монотонный процесс и странное, всe время меняющееся звучание, издаваемое этим самым бочeнком ввели меня в глубокий транс. К тому моменту мне исполнилось уже 30 лет и я не имел ни малейшего понятия о том, что я должен делать и чем буду заниматься в этом бренном мире. Но эта ночь оказала на меня очень большое влияние, я думаю, что она была послана мне свыше и явилась как-бы точкой отсчeта всего моего дальнейшего жизненного пути.

В ту ночь я решил стать профессиональным музыкантом и все последующие годы я медленно, но уверенно шeл к этой намеченой мною цели, совершенствуя своe мастерстово.

Генетически предрасположение к музыке было заложено во мне нашим Творцом изначально, но из-за стечения многих обстоятельств - к власти пришeл Гитлер, началась Вторая Мировая война, годы скитания с места на место, из города в город после этой ужасной войны, смена школ (иногда до двух раз в год), смерть моего отца в 50-и летнем возрасте - всe это абсолютно не способствовало развитию моих музыкальных способностей в детском и юношеском возрасте.

Но тем не менее не взирая на все перепетии моей бурной жизни я всe-таки пришeл к музыке к своим 30-и годам и сегодня могу с уверенностью заявить, что приход в искусство в осознанном возрасте хорош тем, что ты начинаешь постигать процесс создания самого музыкального произведения и музыки вообще не только с практической стороны, но и с внутреннего восприятия мира звука и гармонии и обязательно духовного начала, которое является главным в каждом виде искусства, а в музыке - особенно.

Я не могу назвать имена конкретных преподавателей, которые руководили бы моим музыкальным воспитанием. И это не от того, что этих учителей не было, просто я считаю, что моим основным педагогом была сама музыка, которая рождается из каждого извлекаемого звука и издаваемого любым предметом.

Так что совершенно смело можно сказать, что на меня огромное влияние оказал сам звук, шум, их тембральная и тоновая окраска и абсолютно всe, что можно назвать музыкой в широком смысле этого слова. Если вы хотите услышать от меня имена или название конкретных музыкальных жанров, которые повлияли на моe развитие непосредственно как композитора, то тут я бы хотел отметить естественно классическую музыку, современных композиторов, таких как Pierre Henry, Karl Heinz Stockhausen и многих других, не менее знаменитых и талантливейших авторов и, естественно, жанр рок-музыки и такие группы, игравшие в данной стилистике, как "Hapshasch & the Coloured Coats", "Captain Beefheart", "Roxy Music", композитора и испонителя Brian Eno и др. Но я совершенно не был заинтересован копировать их произведения или же играть в их ней же манере.

Каждую свою композицию или музыкальное произведение, если хотите, я создаю таким образом, чтобы оно никогда не могло бы быть сыграно одинаково. Я постоянно экспериментирую, как во время своих выступлений, так и во время работы в студии. Но это ни в коем случае не означает, что всe моe творчество построенно на чистом эксперименте. Нет, почти что в каждом произведении у меня присутствуют "прописанные" и тщательнейшим образом продуманные партии, которые непосредственно составляют скелет самого произведения - это какя-нибудь ритмическая основа, фортепьянные проигрыши или мелодии, которые я использую в постоянно меняющимся музыкальном контексте той или иной композиции, звучащей на концерте.

А. А.: Я знаю, что сам процесс создания нужного звука хотя и достаточно трудоeмок, но в то же время очень интересен. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, как Вы работаете над звуком и какие синтезаторы, сэмплеры, MIDI интерфейсы, компьютеры и программы к ним Вы используете и каким образрм Вы добиваетесь гармонии в звучании современных технологий и "старого и доброго" саунда акустических инструментов?

Х. Й. Р.: Как я уже говорил, свои первые опыты работы над звуком я начал на острове Корсика - "создавал" или извлекал звук из бочeнка с маслом. Затем продолжил свои опыты с разнообразными ударными нструментами и африканскими барабанами. Я извлекал звук из флейты, экспериментировал с виоланчелью и перепробовал громадное количество всевозможных музыкальных инструментов с одним лишь намерением понять годятся они или нет для моих целей. Я использовал свой голос, работал над звуком, добивался интересных эффектов, искажая его и задействуя обратную связь. Могу сказать, что до сих пор работаю таким же образом, только лишь ко всем моим акустическим экзерсисам добавилось электронное звучание тембров синтезаторов и сэмплеров, сдобренное разнообразными цифровыми эффектами.

Большую потдержку в моей работе мне оказала венская организация "Alban Berg-Endowment", которая снабдила меня маленькой полупрофессиональной студией, в которую входят восьмиканальный аналоговый катушечный магнитофон фирмы Fostex, восьмиканальный пульт той же фирмы, процессор эффектов Alesis Midiverb II, звуковая библиотека Proteus FX, фортепьяно и пара клавишных - Ensoniq TS 10 и Kurzweil K-1000. И это всe. Да, иногда я использую свой голос.

В своeм творчестве я не пользуюсь ни какими МИДИ (MIDI) интерфейсами и даже не использую компьютерные программы-секвенсеры для сочинения и написания музыки. Я люблю сочетать достижения современных технологий с, как Вы говорите, "старым и добрым" звучанием акустических и этнических инструментов. Я практикую это с самого начала моей профессиональной музыкальной деятельности. Мы, вместе с моими коллегами из группы Kluster/Cluster были первыми музыкантами, которые стали использовать сэмплированный звук (в то время с кассет и с плeнок) и до сих пор сэмплирование является одной из моих неотемлемых частей создания музыкального произведения.

Для работы над совместными проектами с другими музыкантами я либо высылаю им цифровую мастер плeнку (DAT) со моей частью композиции, на которую они накладывают свои партии, либо приглашаю их в свою студию или еду к ним сам.

А. А.: Ханс Йоахим, Вы являетесь только лишь студийным композитором сочиняющим музыку для CD, фильмов и к театральным постановкам или Вы всe же совмещаете студийную и концертную деятельность?

Х. Й. Р.: Я занимаюсь как студийной, так и концертной деятельностью.

А. А.: Ханс Йоахим, давайте несколько отвлечeмся от нашей беседы об электро-акустической музыке и ответте мне пожалуйста на следующий вопрос: какой жанр или направление в современном искусстве Вы считаете как бы ключом-отмычкой человеческих душ и сердец - это искусство живописи или искусство инсталяци, искусство пластики или искусство музыки, искусство извлечения шума или искусство создания тишины, или это, быть может, симбиоз всех вышеперечисленных форм современного искусства, или что-то ещe, более абстрактное?

Х. Й. Р.: Для меня музыка является основным и наиважнейшим из общеизвестных и общедоступных форм современного искусства, которое можно смело назвать ключом-отмычкой человеческих душ и сердец. И я считаю, что музыке вообще принадлежит доминирующая роль в жизни человека.

А. А.: Коли мы уже затронули вопрос об отмычках сердец и душ людей, то не могли бы Вы нам рассказать об аудиторией, которая посещает Ваши концерты. Кто они? Я имею в виду, Ваша аудитория это подготовленный слушатель, который знает, любит, понимает и интересуется электроакустической и электронной музыкой или же это просто, что называется "люди с улицы", которые не имеют ни малейшего понятия о том кто такой Янис Ксенакис (I. Xenacis), Эдгар Варез (E.Varese), Лев Термен, Карл-Хайнц Штокхаузен (K-H. Stockhausen)?

Х. Й. Р: Нет, конечно же моя аудитория не является собранием случайных людей или, как Вы образно говорите, "людей с улицы", но также это совершенно не обязательно, если эти люди не будут знать ни об одном из упомянутых Вами композиторов или же иметь широкое представление о современной серъeзной музыки. Я могу с уверенностью сказать, что на мои концерты приходят люди различных поколений - от младенцев до стариков и подавляющему числу моих слушателей нравится то, что я делаю. Практически во всех странах мира существует круг поклонников моего творчества. Вы можете убедится в моих словах, когда посетите мою страницу в интернете.

А. А.: Какие на Ваш взгляд перформансы или концерты более свойственны жанру электронной и электроакустической музыки - шоу, которые дают такие композиторы-исполнители как Vangelis, Isao Tomita или Jean-Michele Jarre и сопровождаемые морем спецэффектов, лазеров и света, или же это будет выступление одного исполнителя, стоящего в окружении своей апаратуры при минимуме света и творящего музыку в камерном концертном зале, для определeнной группы людей, которые понимают, ценют, знают и любят этот жанр современной музыки?

Х. Й. Р.: Мои концерты обставлены достаточно скромно - никаких там лазеров, дым машин или каких либо других спец-эффектов. На сцене присутствуют только рояль, один или несколко синтезаторов и сэмплеров и некоторое оборудование, необходимое мне во время исполнения моих сочинений. Но это не значит то, что я отвергаю визуальную потдержку соих произведений. Нет, совсем наоборот. Я полностью открыт для сотрудничества с людьми над каким-либо аудио-визуальным проэктом с использованием игры света. К сожалению в данный момент я не выработал какой-то определeнной визуальной концепции обрамления моих выступлений, но я абсолютно уверен в том, что мне надо срочным образом что-то придумывать в этом направлении. Либо же мне придeтся использовать на концертах уже имеющийся у меня опыт работы с художником по свету, но только лишь в тех местах, где есть возможность тщательным образом всe подготовить к концерту, или, наконец, найти человека, художника, которому я мог бы полностью доверять и с которым наши вкусы совпадали бы и тогда он мог бы импровизировать со светом во время моих выступлений.

А. А.: Ханс Йоахим, расскажите пожалуйста подробнее о проэкте "Kluster/Cluster" и о Ваших совместных работах с Браином Ино (Brian Eno), Димтером Мeбиусом (Dieter Moebius) и покойным Конрадом Планком (Konrad Plank)?

Х. Й. Р.: Проект "Kluster/Cluster" является альма-матер всего моего творческого пути. Мы создали "концепцию импровизированного звучания настоящего момента исполнения композиции". Эта идея параллельно разрабатывалась в Дюссельдорфе Йозефом Бейусом (Josef Beyus) в его "Независимой Высшей Школе Современных Искусств" в 1968 году, но пальма первенства принадлежит нам.

Начали выступать мы в Берлине, в следующем составе: Дитера Мeбиуса (Dieter Moebius), Конрада Планка (Konrad Plank), Вашего покорного слуги и с одним из первых учеников Бейуса - Конрадом Шнитзлером (Konrad Schnitzler), который откололся от нас ровно через год и ушeл в Дюссельдорф. Как я уже говорил, мы создали вышеупомянутую модель, концепцию, если хотите, и добились довольно больших успехов в этом направлении. Мы были первым музыкальным проектом, играющим в данной стилистике, до прихода на сцену таких групп и исполнителей как "Тэнджерин Дрим" ("Tangerine Dream"), Клаус Шульце (Klaus Schulze), Майкл Хeнинг (Michael Hoening) и других представителей жанра так-называемой "Берлинской школы электронной музыки", которые работали с электронно-генерированным звучанием.

Наш первый альбом "Klopfzeichen", записанный в 1969 году, увидел свет в 1970 и был на тот день первой виниловой пластинкой соединившей в себе звучание электронной музыки и этнических инструментов.

В 1974 году мы познакомились с талантливейшим музыкантом-композитором Браином Ино (Brian Eno), он присоеденился к нам на одном из концертов в Гамбурге. Мы подружились, сыгрались и в период с 1976-1978 год у нас вышло три совместных альбома - "Tracks & Traces" - 1976, "Cluster & Eno" - 1977 и "After the Heat" - 1978.

О нашем безвременно ушедшем друге и члене нашего проекта Конраде Планке (Konrad Plank) можно говорить много. Это был прекрасный и добрейший человек, замечательный и талантливейший художник в полном смысле этого слова. Мы до сих пор очень сильно переживаем эту утрату, не смотря на прошествие многих лет со дня его смерти. Мир праху его.

А. А.: Ханс Йоахим, расскажите пожалуйста об одном из Ваших последних проектов - CD "Aquarello" и Ваших творческих планах на будущее.

Х. Й. Р.: Компакт диск "Aquarello" представляет собою как бы задокументированное концертное выступление в 1995 году на "IV Фестивале аудио-визуальных форм", проходившем на острове Ланзароте. Хотя на альбоме и присутствует несколько композиций, сыгранных и записанных в студии, мы всe равно считаем его концертным, т.к. данный музыкальный проект раскрывает слушателю сбособности каждого из нас в умении выступать "живьeм". Наша группа, которая кстати носит одноимeнное название, что и компакт диск, выступает в следующем составе с 1989 года: Фабио Капани (Fabio Capanni) - гитара, электро-гитара; Никола Алесини (Nicola Alesini) - саксафон и Ваш покорный слуга - фортепьяно, синтезаторы, сэмплеры, обработка и вокал.

Что же касается планов на будущее, то они следующие: какое-то время поиграю в клубах здесь, в Австрии, затем хоральный концерт в моeм родном городе Бадене, тоже в Австрии, там же - рождественский концерт в галлерее. Со следующего года - начало моего большого мирового турне, которе возьмeт свой старт в Бадене, а затем - Москва, Санкт-Петербург, Минск, Токио, Осака, Сан Паоло,Буенос Айрес, Мехико, окло 20 крупных городов в США и пяти в Канаде.

Среди своих музыкальных проектов, которые планирую закончить и реализовать на компакт дисках, я хотел бы отметить следующие: 1). Совместный проект с японскими композиторами Кенжи Кониши (Kenji Konishi) и Сусумо Хиросава (Susumo Hirasawa) из группы "П_Модель" ("P_Model") и играющее нечто вроде музыкального стиля именуемого "новым техно"; 2). Совместный проект с мексиканским композитором и оперным певцом, выступающим под псевдонимом "Альгуима" ("Alquima"). 3). Ещe одна совместная работа с двумя американскими музыкантами, живущими в Лос Анжелесе - Алеком Уэем (Alec Way) и Эриком Бонерзом (Eric Bonerz). 4). Выход второй части вокальной трилогии "Vom Nutzen der Stunden". 5). Выход "Автопортрета N7" ("Selfportrait N7). 6). Публикация моего сборника стихов. 7). Выход симфонической поэмы, посвящeнной одному месту в Австрии и его населению, традициям и культуре. 8). Завершение работы и выходж в свет четвeртой симфонии. 9). Участие в третьей части CD-сборника "Электрошок Представляет: Электроакустическая Музыка", выпускаемым студией "Электрошок" и посвящeнной электронной, электроакустической музыке.

А. А.: Я благодарю Вас за интервью желаю Вам успеха во всех Ваших пороектах. Надеюсь, что наши читатели с большим удовольствием придут на Ваш Московский концерт.



Основные сочинения:

Соло CDs/LPs:

1. "Durch die Wuste" - 1978. (Sky Records CD 3051).

2. "Jardin au Fou" - 1979. (Barclay/EGG Records LP 90291).

3. "Selbstportrait - I" - 1980. (Sky Records LP 028).

4. "Selbstportrait - II" - 1980. (Sky Records LP 040).

5. "Selbstportrait - III" - 1980. (Sky Records LP 044).

6. "Lustwandel" - 1981. (Sky Records CD 3058).

7. "Wenn der Sudwind Weht" - 1981. (Sky Records LP/CD 054).

8. "Offene Turen" - 1982. (Sky Records LP 072).

9. "Flieg Vogel Flieg" - 1982. (Sky Records LP 078).

10. "Wasser im Wind" - 1982. (Ariola/Schallter records LP 204686).

11. "Gift of the Moment" - 1984. (EG/ED (EMI) Records LP/CD 34).

12. "Like the Whispering of the Wind" - 1986. (Cicada Records LP 004).

13. "Weites Land" - 1987. (Polygram LP/CD 831627-1).

14. "Momenti Felici" - 1987. (Venture LP/CD 4).

15. "Fortress of Love" - 1989. (Venture LP/CD 42).

16. "Variety of Moods" - 1990. (Nova Era Records CD 640043).

17. "Der Ohrenspiegel" - 1990. (Multimood Records CD MRC 010).

18. "Piano Piano" - 1990. (Materiali Sonori Records LP/CD 90031).

19. "Fruhling" - 1991. (Prudence Records CD 39861562).

20. "Friendly Game" - 1992. (Materiali Sonori Records CD 90040).

21. "Cuando Adonde" - 1992. (Nova Era Records CD 1006).

22. "Tace" - 1993. (Prudence Records CD 39861012).

23. "Theatre Works" - 1994. (Multimood Records CD MRC 016).

24. "Sinfonia Contempora N1" - 1994. (Prudence Records CD 39861642).

25. "Vom Nutzen Der Stunden" - 1996. (Roed1),

26. "Pink, Blue & Amber" - 1996. (Pruedence Music 39865142).

27. "La Nordica" - 1996. (Multimood Records MRC 023).

28. "Meeting the Magus" - 1997. (Hermetic Records CD HERM 4444).

CD/LP c "Kluster/Clusterл:

1. "Klopfzeichen" - 1970. (Schwann AMS Records LP/CD 511).

2. "Kluster Swei Osterei' - 1971. (Schwann AMS Records LP 512).

3. "Kluster und Eruption" - 1971. (Edition Block Records LP).

4. "Cluster" - 1971. (Sky Records CD 8703055).

5. "Ckuster II" - 1972. (Spalax Music Records CD 14864).

6. "Zuckerzeit" - 1974. (Spalax Music Records CD 14865).

7. "Sowiesoso" - 1976. (Sky Records CD 3005).

8. + Brian Eno: "Tracks & Traces" - 1976.

9. + Brian Eno: "Cluster & Eno" - 1977. (Sky Records CD 3010).

10. + Brian Eno: "After the Heat" - 1978. (Sky Records CD 3021).

11. + Peter Baumann: "Grosses Wasser" - 1979. (Sky Records CD 3027).

12. "Cluster'71. Reprise" - 1980. (Sky Records LP 047).

13. "Curiosum" - 1981. (Sky Records CD 3063).

14. "Apropos Cluster" - 1990. (Curious Music Records CD1).

15. "One Hour" - 1994. (Caroline/Nova Era/ Prudence CD 39861652).

16. "Live in Japan. June'96" - 1996. (Soul Static Sound Records CD SOUL 17).

CD с "Aquarelloл:

1. "Aquarello" - 1997. (All Saints Records CD ASCD35).

CD с Alquima:

1. "Move & Resonable" - 2000. (Prudence Records 398.6557.2).

CD-сборник на "Electroshock Records":

1. "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. III" - 1999. (Electroshock Records ELCD 010). Композиция "Message from the Ivory Tower" (15:25).

Данная статья напечатана в журнале "Music Box" N 1(14) 1999.

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004