Electroshock Records: Статьи:  
Archie Patterson: "Возвращение в СССР"
 

Иногда люди забывают (или вообще не знают), насколько фундаментальные перемены произошли в конце 50-х и в 60-х годах прошлого века. Музыка и политика вместе послужили причиной культурного взрыва, равных которому раньше не было и вряд ли когда-нибудь будет.

Во всeм мире музыка стала меняться, подстрекаемая электрической революцией. Обыкновенные инструменты приобрели новые качества, открыв, таким образом, шкатулку новых звуков.

На Западе было несколько легче получить доступ к тому, что постепенно просачивалось в массовую культуру, в то время как за "железным занавесом" дела обстояли иначе. Нас пугали, что коммунисты придут и поглотят нашу молодeжь, заберут молодость. Новости всегда проходили через некий фильтр, защищая нас от нечестивой "красной угрозы".

В политическом смысле, эта пропасть была в то время непреодолима. Таким образом, мы практически не подозревали, что в культурной среде СССР уже произошeл настоящий прорыв в том, что касалось музыки и вообще прорыв новых идей.

Не много не мало в 1955 году Евгений Мурзин создал одно из первых электронных устройств, названное синтезатором АНС. Это был "фотоэлектронный оптический синтезатор звука", где использовался специальный чeрный оптический диск и ряд штырьков. На конце каждого штыря имелся резец, который мог удалять часть покрытия с диска, образуя последовательность пробелов, точек или линий, которые, в свою очередь создавали оттенки, влияя, таким образом, на ноты, аккорды и различные тембры. Лучи света направлялись на фотоэлементы, проходя через вращающиеся диски - частотные модуляторы, создающие электрический ток, который, в свою очередь, управлял оптическими генераторами звука. В АНСе имелось 720 подобных генераторов с возможностью покрытия 72 октав. Также возможна была 144-нотная темперация. Инструмент превосходил по своим возможностям модули MOOG, поскольку обладал неограниченной полифонией и возможностью чисто научного синтеза и "рисования" тембров.

Первая композиция, созданная в 1961 году, была названа "Звeздный ноктюрн". Европейская "космическая музыка" родилась, когда Эдгар Фрeзе был ещe тинейджером. Музыкант Эдуард Артемьев оказался настоящим первопроходцем ещe во времена СССР. В последующие годы Эдуард стал важнейшим советским экспериментатором и автором музыки к кино.

В 1966 году у него родился сын Артемий. Получилось, что отец Артемия - первопроходец электронной музыки, а мать - пианистка. Жили они с бабушкой в однокомнатной квартире в Москве. Артемий по много часов проводил на "игровой площадке", которая находилась под роялем. Поскольку он играл в свои игрушки, находясь под роялем, он мог не только слышать ноты, но также чувствовать звуки и вибрации музыки. Этот ранний опыт послужил вдохновением для создания своей собственной электронной музыки, когда он вырос.

Артемий посещал студию вместе с отцом, встречался с другими музыкантами, и вслушивался, при притушенном свете, находясь среди музыкального оборудования, в новые звуки музыкантов Запада. Проводились активные дискуссии относительно артистической и культурной важности революционных технологий, а также новых, поражающих воображение, синтезаторных и арт-роковых композиций.

Поскольку чисто коммерческая стезя для такой музыки отсутствовала, те звуки, которые эти музыканты сами создавали, образовали некую музыкальную космологию, которая значительно отличалась от музыки Запада, где она вскоре стала синонимом "музыкального бизнеса". Когда в течение последних лет 20-го века мир, наконец, стал меняться, перестраиваться, появилась "гласность" и барьеры для международных связей пали, равно как и ограниченность мышления эпохи Холодной Войны.

Артемий основал "Электрошок Рекордз" в 1997 году. К настоящему моменту он выпустил 31 диск. Сюда входят 7 компиляций "Electracoustic Music", в которых представлена музыка артистов из разных стран. В дополнение к этому, у него несколько сольных работ и совместных работ с другими западными артистами. Также он выпустил несколько сольных творений разных экспериментальных артистов Востока и Запада.

Музыка, выпускаемая этой компанией, сильно отличается от стандартной пресетовой кнопочно-цифровой синтетической имитации, которой наводнeн мир. Дух творчества исключительно прогрессивен в этих совместных артистических деяниях, что приводит нас к столкновению с поразительной смесью авангардного звучания, мрачных звуковых скульптур и мощнейшего электронного модернизма. Эти диски можно приобрести в США, и любителям необычной музыки, несомненно, будет интересно их послушать.

Летом 2003 года, во время празднования трeхсотлетия со дня основания города Санкт-Петербурга, "Electroshock Records" проведeт двухнедельный Международный Фестиваль Электроакустической Музыки "Электрошок", который соберeт под своим крылом музыкантов со всего мира. В то время как Запад всегда ассоциировался с лучшими творениями электронной музыки, Россия выходит на первый план, когда речь заходит о новом интересном звучании.

Archie Patterson ("Eurock Distribution")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004