Эдуард Артемьев: Обзоры:  
ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: "КНИГА ВПЕЧАТЛЕНИЙ"
(Electroshock Records 2000, ELCD 018)
 

10 композиций. Время звучания - 75:37



"A Book of Impressions" - уже третий авторский альбом Эдуарда Николаевича Артемьева, выходящий на лэйбле "Electroshock Records". Фактически, он представляет собой компиляцию из десяти произведений, созданных автором в период с 1975 по 1996 год. Следует отметить, что из всех представленных здесь композиций лишь одна - "I'd Like to Return" - была издана ранее. Она выходила на сборнике "Electroshock Presents: Electroacoustic Music from Russia, Vol.1", Disk #2, (ELCD 005), который уже давно стал коллекционной редкостью. Таким образом, компакт-диск "A Book of Impressions" дает уникальную возможность познакомиться с более чем двадцатилетним периодом творчества замечательного композитора, одного из лидеров отечественной электронной музыки. Однако основная ценность этого альбома даже не в том, что здесь широкому кругу слушателей впервые предлагаются собранные воедино не издававшиеся ранее записи, а в качестве самого представленного музыкального материала. Ярчайшая выразительность музыкальных образов характерна для всех произведений Эдуарда Артемьева.

Альбом содержит как электроакустические композиции с обилием шумовых эффектов, так и произведения в жанре "чистой" электронной музыки. Эпические многоминутные и многочастные квази-симфонии чередуются с небольшими (по три-пять минут) электронными пьесами, рисующими прекрасные и загадочные звуковые ландшафты - они близки к тем работам, что знакомы слушателям со стажем по пластинке "Картины-настроения", которая была выпущена фирмой "Мелодия" в 1984 году.

Композиция альбома выстроена на контрастах. Грохочущему литаврами симфонизму "Out There, Where" (N1) приходит на смену многоминутная сумрачная электроакустическая "I'd Like to Return" (N2) с обилием мечущихся и рвущихся наружу шумов (которые, кстати, способна выдержать далеко не каждая акустическая система). Ее неожиданно спокойный и умиротворенный финал сменяется тяжелой и мрачной поступью "Ритуала" ("Ritual", N3). За полной драматических коллизий многочастной электроакустической сюитой "Три взгляда на революцию" ("Three Regards on Revolution", N4) следует медитативное, прозрачное и загадочное "Прикосновение к тайне" ("Touch to the Mystery", N5). Мрачноватый пульс двухминутной электронной зарисовки "In the Nets of Time" (N6) сменяет эпическая десятиминутная "Noosphere" (N7) - словно голоса миллионов и миллионов людей сливаются в грандиозное, накатывающееся волнами море единого планетарного разума. Далее следует медитативный неземной "Mirage", исполненный, судя по саунду, еще на "СИНТИ-100" - одном из первых больших промышленных синтезаторов в мире, созданном на рубеже шестидесятых-семидесятых годов русским инженером Петром Зиновьевым. Затем звучит небольшая электронная интерлюдия "Intangible" (N9) - самая поздняя композиция на альбоме, датированная 1996-ым годом. А завершает альбом великолепная семнадцатиминутная квази-симфония "Peregrini". Она была создана Эдуардом Артемьевым еще в 1975 году и сочетает в себе, с одной стороны, лучшие достижения лидирующей в то время западноберлинской школы электронной музыки, а с другой - неповторимый авторский стиль композитора: академизм и масштабную полифоничность, помноженные на великолепную мелодику. Результат же превосходит все, что было создано Клаусом Шульцем (Klaus Schulze) и "Tangerine Dream" к 1975 году.

В заключение хочется отметить очень высокое качество ремастеринга всего музыкального материала, представленного на данном альбоме.

Максим Клепиков



Помните первые годы существования "Tangerine Dream", когда это было не больше, чем просто название, на счету которого было лишь несколько альбомов? Так вот, эти времена первопроходцев электроники, похоже, служат опорой для деятельности лейбла "Electroshock Records". На этом лейбле вышло пять новых дисков, которые подтверждают тот факт, что компания является одной из ведущих в мире в том, что касается оригинальности музыкального материала. Я знаю, что существует некоторое количество замечательных лейблов, которые в своей специализации опираются на подобные ранние электронные звуковые ландшафты, и мне нравится подобный материал. Я считаю, что чем его больше, тем лучше. На этот раз пришла очередь "предка" Артемия - Эдуарда Артемьева и его альбома "A Book of Impressions". Эдуард не новичок в том, что касается музыки к фильмам и тому подобного. Очень часто в своей работе он немного разбавляет материал оркестровыми элементами. Данный диск - прекрасный пример подобного подхода. Будучи мрачным, тягучим и местами дьявольски мощным, этот альбом, точно также как и предыдущий, является сборником различных композиций. Но у Эдуарда есть и композиции, датированные 1975 годом. И вновь, точно так же, как и предыдущий диск, данный альбом - отличный выбор для тех, кто желает познакомиться с музыкой Артемьева: здесь присутствуют десять треков, но глубина и разнообразие материала слишком велики для сего скромного журнала. Временами слышны намeки на Vangelis и J.M. Jarre, но это не более чем ориентир для читателя, поскольку в альбоме огромное количество абсолютно другого материала. Упор, тем не менее, сделан на оркестровые элементы, но в электронном исполнении, что только делает музыку ещe более убедительной и не оставляет никаких сомнений относительно того, как Артемьев сделал такую примечательную карьеру в киномузыке. "Out There Where", "Touch to the Mystery", "Noosphere", и "I'd Like to Return" - поразительно насыщенные и будоражащие воображение вещи, остальные же - просто блестящие!

David W. Hughes ("Modern Dance")

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004