Эдуард Артемьев: Обзоры:  
Эдуард Артемьев: "Три оды"
(Electroshock Records 2002, ELCD 030)
 

09 композиций. Время звучания - 57:12.



Российский лейбл "Electroshock Records" выпустил этот диск, не потрудившись при этом хоть как-то пояснить, что же это за произведения, которые вошли в альбом. Даже те, кто уже слышал некоторые работы Эдуарда Артемьева (всe ещe наиболее известного по саундтрекам к фильмам Тарковского "Солярис" и "Сталкер"), вряд ли сумеют догадаться, что же собой представляет эта помпезная работа в стиле симфонического рока. "Ode to the Herald of Good", первая (и наиболее длинная) из "трeх од" была написана для московских Олимпийских Игр 1980 года. Она состоит из семи частей и создана для синтезаторов (в исполнении Артемьева) с голосом (в исполнении Геннадия Трофимова), плюс рок-группа "Бумеранг", классический камерный ансамбль "Мелодия", оркестр и три хора. Звучит как одна из помпезно-экстравагантных работ Rick Wakeman середины семидесятых, но как будто написанная клавишником, симпатизирующим "Tangerine Dream". Слова, исполненные профессиональным классическим певцом Трофимовым, являются переводом текстов Пьера Де Кубертена. Композиции присущи все качества и недостатки, характеризующие подобные грандиозные проекты, включая, например, очень сильную сжатость звучания в моменты, когда уровень звуковой насыщенности (или помпезности) возрастает. Те, кто хочет услышать ещe немного деликатной электронной музыки Артемьева, будут разочарованы. Диск завершается ещe двумя одами (года не обозначены). "Phantom from Mongolia" - красивое произведение, смешивающее монгольские мотивы (неизвестный женский голос) и более "типичные" электронные построения. "There & Here" - оркестровая музыкальная композиция (как Andrew Lloyd Weber). Вы предупреждены.

Francois Couture ("All-music Guide")



Этот новый альбом Эдуарда Артемьева - настоящий сюрприз, поскольку является наиболее коммерчески направленной работой из всех, выпущенных на "Electroshock Records". Композитор расстался со своим привычным полуклассическим стилем, чтобы написать нечто, что я могу описать лишь выражением "чрезмерно напыщенный прогрессив-рок на стероидах", где вместе с гигантским количеством синтезаторов поют хоры и сольные вокалисты, а также играет оркестр и рок-группа. Могу сказать лишь, что результат мне нравится - общее впечатление прямо как от энергичного рок альбома. Альбом начинается с тяжeлых звуков синтезатора и секвенсора а-ля "Tangerine Dream". Это начало оды номер один - "Ode to the Herald of Good". Она разделена на шесть частей, каждая из которых полагается на исключительно драматичные (или напыщенные) синтезаторные подкладки, которые следуют за пением вокалистов и хора. К сожалению, (как мне кажется) большинство слов на русском, так что я понятия не имею, о чeм они поют. Однако если сконцентрироваться на исполнении, то можно сказать, что оно очень мощное и энергичное. Первые две части композиции "Ode to the Herald of Good" определeнно звучат так, как будто вдохновением были Rick Wakeman и/или Emerson, Lake & Palmer. Третья часть под названием "Harmony of the World" более спокойная. Здесь амбиентные переливы звука смешиваются с пузырящимися синтезаторами и неземным хором. В результате эта композиция - как бы оазис спокойствия перед тем, как начнeтся "Sport - You are a Perpetual Progress" с еe высокочастотными звуками синтезаторов и хором. Пятая часть, которая называется "A Beauty of the Earth", опять-таки, очень космическая: звенящие секвенции, звуки трубы, смешанные с эхо, гитара в духе "Pink Floyd" и задумчивый вокал. Волшебная вещь! Первая ода завершается композицией "Appeal". Это медленный трек, где соединены все элементы. Перед тем, как перейти к следующей оде, у нас ещe имеется интерлюдия в двух частях: "Interlude" и "Sport - You are a Peace". Первая часть звучит как нечто среднее между Vangelis и Tangerine Dream", в то время как вторая часть привносит элементы драматичности с помощью мощного хорового исполнения. Вторая ода "Phantom from Mongolia (Fantasies on Mongolian Tunes)" расстаeтся с синтезаторной напыщенностью и приобретает исключительно этнический колорит. Восточная перкуссия, обволакивающие гудящие текстуры, поверх них неземные голоса - всe очень воздушно, пока не появляются ритмы примерно в середине композиции. Последний трек - ода номер три "Here & There Terzetto". Обыкновенная оркестровая композиция с оперным вокалом, которая возвращает слушателя на Землю. Это самая обычная (почти) композиция из всех. Очень странный альбом. Я уже привык, что музыка, выпускаемая на "Electroshock Records", как правило, очень холодно и клинично звучит. Обычно она больше подходит для всякого рода инсталляций, нежели внимательного прослушивания для собственного удовольствия. Тем не менее, альбом "Three Odes" сочетает в себе электронику, прогрессив-рок и оперный жанр, причeм делает это настолько безупречно, что остаeтся только удивляться, почему до этого никто не додумался создать нечто подобное. Не могу не порекомендовать "Three Odes". Блистательно сумасшедшая смесь музыкальных стилей и концепций, превращeнная Эдуардом Артемьевым и его коллегами в нечто волшебное. Это мой альбом года и я не могу представить, чтобы в ближайшем будущем мне довелось услышать что-либо хотя бы приближающееся к данной работе в плане воображения и степени удовольствия от прослушивания. Слушайте и удивляйтесь!

John Peters ("The Borderland")



Альбом "Three Odes" знакомит нас с мастерством российского композитора Эдуарда Артемьева, одного из первых в мире композиторов, кто стал использовать синтезатор для поиска новых способов понимания музыкального искусства, настоящего первопроходца Новой Музыки. На протяжении своей карьеры Эдуард не раз пересекал границы, разделяющие музыкальные жанры. Он оказался достаточно смел для того, чтобы сделать это во времена, когда никто не осмеливался поступать подобным образом. На этом диске представлен широкий спектр взглядов композитора на музыку. Инструментальная классика, симфонический рок, космическая музыка, синт-поп, этническая музыка, электронные эксперименты и прочее - всe представлено на диске в несомненном видении композитора. Во всех случаях талант очевиден, хотя мечтательная сущность выражается наилучшим образом во время необычных моментов диска. Например, его подход к космической музыке обладает такой силой, которой удавалось достичь лишь немногим корифеям жанра. Мелодии, впечатляющие с самого первого момента, неземные атмосферы, чья чистота придаeт им потрясающий реализм, мощные ритмы, способные передать всe величие эпического рассказа, и абсолютная согласованность всех элементов.

Jorge Munnshe ("Amazing Sounds")



"Три оды" представляют собой альбом-сборник из работ известного электронного композитора Эдуарда Николаевича Артемьева и его легендарной инструментальной группы Бумеранг, существовавшей в 70-е и 80-е годы. Основная часть произведений относится к циклу произведений под названием ''Ода доброму вестнику'', записанных в 1980-ом году и приуроченных к Олимпийским играм в Москве. И это не Кен Иши и его техно-гимн к Олимпийским играм в Токио. Артемьев того периода отличителен особой возвышенной мелодичностью и глубинностью неповторимых синтезаторных палитр - где-то практически транс-амбиентных, а где-то совсем академических. В рамках этого альбома присутствует и ряд вокальных произведений с оперным певцом, утонченно поющем о спорте и его месте в жизни человечества. Но самой привлекательной работой с этой пластинки мне показалась ''Phantom from Mongolia'' (вторая Ода) - гениальнейшая амбиентная партитура с глубинными восточными мотивами, относящаяся уже к более позднему периоду творчества композитора. Третья Ода ''Там и здесь" претендует на звание самого метафизического и эзотерического произведения композитора. В ней проотец мировой синтезаторной музыки пытается прикоснуться к вопросам бытия и небытия и к процессу самопознания. Резюмируя все высказанное и прочувствованное, хочу лишь настоятельно посоветовать данный памятник мировой культуры для всех тех, кто ценит глубинные и самобытные русские традиции и серьезную электронную музыку.

Андрей Грачeв (Энциклопедия независимой музыки "Евразия")



Этот компакт-диск также представляет собой комбинацию трeх более или менее масштабных произведений, созданных Э. Н. Артемьевым в разные годы. Открывает альбом "Ода доброму вестнику" ("Ode to the Herald of Good", общее время звучания - 38 минут 41 сек.), которая была написана к открытию Олимпиады в Москве в 1980 году. Фактически это кантата, состоящая из 7 частей, грандиозное и торжественное произведение, в котором стремительные стрекочущие тембры синтезатора Synthi-100 (например, трэки #1, 4, 7), усиленные рeвом электрогитары и грохотом ударных (в записи принимала участие студийная группа Эдуарда Артемьева "Бумеранг", которая также работала над такими известными пластинками как "Тепло Земли" или "Картины-настроения") чередуются с красивыми электронными "разливами" (#3, 5); и всe это объединено с большим оркестром (#4, 5, 7) и хором (#1, 4, 5, 6, 7). На этом фоне звучит голос певца Геннадия Трофимова, более известного отечественным слушателям по главным партиям в записях мюзиклов "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось". Впрочем, красивых вокальных мелодий здесь нет - это речитатив на слова Пьера де Кубертена (перевод с французского Натальи Кончаловской), основателя современного олимпийского движения. Для сравнения в качестве ближайшего аналога можно было бы привести такие работы Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) как "Journey to the Centre of the Earth" или "King Arthur". Однако здесь композитор двигался от академического авангарда и классики к рок-музыке, а не наоборот, как в случае с Риком Уэйкманом, когда рок-музыкант пытается объединить своe творчество с классикой. Возможно поэтому "Ода доброму вестнику" кажется более "грамотной" и гармоничной по сравнению с несколько наивными ранними уэйкмановскими опусами, но с другой стороны и более сложна для восприятия рядовыми любителями рок-музыки. В одном из своих интервью Эдуард Николаевич признавался, что для него толчком к созданию подобного "симбиоза всех доступных выразительных средств" (от классического авангарда до электронной рок-музыки) стало потрясение от рок-оперы "Jesus Christ Superstar" Эндрю Ллойда Уэббера... Первая "Ода" уже издавалась на пластинке фирмы "Мелодия", которая к настоящему времени стала дорогим филофоническим раритетом. Теперь есть возможность слушать еe в переиздании на компакт-диске, со всеми полюсами и удобствами этого формата. Однако, ценность данного CD этим не исчерпывается. Здесь также представлены и два других произведения, ранее никогда и нигде не издававшиеся. Вторая "Ода" - "Phantom from Mongolia (Fantasies on Mongolian Tunes)", время звучания 9.50) - была написана Эдуардом Артемьевым в 1990 году в процессе работы над фильмом Никиты Михалкова "Урга", однако непосредственно в кинофильм вошли лишь еe незначительные фрагменты (точнее - моменты). Как явствует из подзаголовка, это фантазия на тему монгольской музыки, включающая в себя как звучание традиционного вокала и этнических инструментов, так и выразительные возможности современной электроники и электроакустики. Однако наиболее продолжительное время здесь отведено сложной ритмике грохочущих барабанов и перкуссии. Завершает альбом терцет "Там и здесь" ("There & Here") - небольшое (08.32) лаконичное произведение для трeх вокалистов - двух оперных и одного рок-певца. В партиях "классических" вокалистов заняты звeзды современной российской оперной сцены Зураб Соткилава и Галина Лебедева, а "демоническую" партию рок-певца исполнил Николай Носков. Терцет плавно открывается очень красивым оперно-симфоническим дуэтом, который неожиданно сметается третьим вокалистом, врывающимся в пасторальную идиллию в вихре неистовых ритмов рок-музыки. Через драматические коллизии "спорящих" голосов терцет приходит к красивому и торжественному совместному финалу. Всe произведение вписывается в традиционную гегелевскую триаду "тезис-антитезис-синтез", на которой фактически и строилась великая классическая музыка конца XVIII - начала XIX века. Как и две первые "Оды", эта также была написана "по случаю" - для открытия церемонии присуждения национальной премии "Тэффи" в 1997 году. С выходом этого альбома у нас есть возможность по достоинству оценить не только эту, но и другие перечисленные выше работы замечательного российского композитора.

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004