Эдуард Артемьев: Опера «Преступление и наказание»:  
Наталья Малахова: «Вступившие в партию Раскольникова»
 

Эдуард Артемьев создал оперу «Преступление и наказание». И накануне своего 70-летия спел в ней Городового.

В 1977 году режиссёр Андрей Кончаловский предложил композитору Эдуарду Артемьеву превратить «Преступление и наказание» в оперу. И принёс ему уже готовое либретто. Идея композитору понравилась, вот только реализовать её он не решался 30 лет. Желание озвучить топор Раскольникова в стиле рэп, без арий и лирических баллад, заглушалось страхом «не быть адекватным Достоевскому». В 2005 году Артемьев сделал вдох-выдох и за два года создал оперу «Преступление и наказание». Идея — Андрея Кончаловского, либретто — Кончаловского, Марка Розовского и Юрия Ряшенцева, стихи — Юрия Ряшенцева.
Недавно опера «Преступление и наказание» вышла на двойном диске. Не целиком — ещё один час звучания не уместился. А «Новая» встретилась с Эдуардом Артемьевым. Беседовали незадолго до 30 ноября — 70-летия композитора.

Раскольников — брутальный, но добрый в глубине души рокер, Свидригайлов — пошлый эстрадник, а иногда и исполнитель блатных песенок, проститутки — типичные «девушки фабричные», Соня — что-то между Ириной Богушевской и оперной певицей. Симфоническая музыка и площадная, гармошка — с авангардом и электроникой…

— Эдуард Николаевич, Вы считаете, эклектичность сочетается со стилистикой Достоевского?
 — Музыка сильна чувством и энергетикой. Вопрос стиля для меня второстепенен. Я очень переживал за героев. Я пропустил их через себя, и мне было не важно, в каком стиле будут выражены их образы. Единственная авторская идея, которую я сознательно пытался донести до слушателя, — путь от преступления к покаянию.

— Почему именно опера? По звучанию скорее напоминает оперетту — уличной музыки и эстрадных песен в ней больше, чем арий.
 — Опера в оригинальном значении была аналогом современного телевидения. Лет триста назад она была не академическим, а весьма демократичным жанром. Это уже потом она стала играться в театре. Жанр закостенел. У нас среди исполнителей нет ни одного оперного певца, только эстрадники, рок-музыканты и участники мюзиклов. На самом деле у них больше развиты голоса, у них есть возможности другой подачи звука, ближе к разговорному варианту. Я хотел сохранить доступность языка, поэтому использовал в сочинении элементы площадной музыки, городской романс, пошлые песенки, ведь всё это насыщает жизнь города.

Патетические строчки «Не все на свете люди — муравьи. /И гений не ровня безликой толпе…" и т. д. из рок- номеров Раскольникова чередуются с попевками толпы «Каравай-каравай, /Кого хочешь убивай». Хотя переход от трагизма к истеричной радости кажется иногда слишком резким.

— Какой она станет на сцене?
 — Наши мысли с Кончаловским расходятся. Андрей хочет ставить классический спектакль, используя минимум современных технологий. А я не представляю себе постановку без них. Чтобы опера воздействовала на слушателя, необходимо использовать виртуальные возможности. Ещё один признак закостенелости оперы как жанра — перенос акцента исключительно на музыку, хотя раньше она была прежде всего зрелищем: на сцену выводили войска и слонов. Новые технологии дают возможность снова представить оперу как единое синтетическое искусство. Составов исполнителей должно быть не меньше трёх: очень сложные партии. Особенно партия Раскольникова: он практически не уходит со сцены.

Пока существует только один состав исполнителей: тот, который участвовал в записи оперы на диски. Раскольников — Владимир Ябчаник, игравший и Саню, и Татаринова в мюзикле «Норд-Ост». Оттуда же «Татаринов» — Юрий Мазихин, исполняющий партию Порфирия Петровича, и Пётр Маркин в роли Мармеладова (в «Норд-Осте» — Кораблев). Голос Господина (то бишь Свидригайлова) — Александр Маракулин, известный по образу злодея-аббата из мюзикла «Нотр-Дам-де-Пари». Сонечкой Мармеладовой стала Наталья Сидорцова, певшая партию Кормилицы в мюзикле «Ромео и Джульетта». Старуха-процентщица — з. а. России Галина Борисова. Сам Артемьев — в роли Городового. Один из ключевых персонажей, вместивший в себя и самого Достоевского, и чёрта-оборотня, и видение Раскольникова, — Шарманщик, роль которого исполнил композитор Борис Базуров.
Эдуард Артемьев считает, что вписывается в мейнстрим. Было бы неплохо, если бы весь мейнстрим был похож на сочинение Артемьева.

Наталья Малахова
(«Новая газета» — № 92 от 03.12.2007)

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004