Артемий Артемьев: Обзоры:  
АРТЕМИЙ АРТЕМЬЕВ: "МИСТИЦИЗМ ЗВУКА"
(Electroshock Records 1999, ELCD 009)
04 композиций. Время звучания - 76:57
 

После альбома "Пять таинственных сказок Азии" я терялся в догадках - каким будет следующий? Первые три проекта Артемия Артемьева логически выстраивались в линию развития, которая привела к замечательной "Точке пересечения". Дальнейшее развитие этих идей и повторение успеха "Точки..." казалось уже невозможным - это неизбежно бы привело к самоплагиату. На этом фоне логичным выглядело обращение к традициям иных музыкальных культур и появление "Пяти Сказок...". А что же дальше? Я уже приготовился к тому, что следующий альбом Артемия будет не таким интересным и вторичным по отношению к предыдущим. И был не прав. Пятый сольный компакт диск Артемьева "Мистицизм звука" был записан между августом 1998 и январем 1999 года и появился в России только в конце октября 1999 года. Это полный 77-минутный альбом, содержащий только 4 композиции по 17-27 минут. Каждая из них отличается от того, что было на предыдущих альбомах, однако авторство вы определите сразу. Эти длинные композиции не имеют развития и кульминации в традиционном (российском) понимании музыки. Правильнее будет сказать, что они создают особую звуковую среду, которая захватывает и держит вас на протяжении всего времени звучания. Она начинается исподволь, постепенно звуки растут, объединяются и переплетаются. Как и в любой электроакустической композиции, здесь присутствуют не только синтезаторы, но и голоса акустических инструментов, реальные природные звуки и шумы. При этом каждый из них настолько изменен, что трудно понять - что это было первоначально. Иногда это мелодичный женский голос, слышимый где-то вдалеке; иногда - резкий, почти шумовой тембр; иногда - неожиданный и мощный удар, который заставляет вас вздрогнуть. Волны звука накатываются и отступают снова и снова, и каждый раз они несут в себе новые оттенки, тембры, призвуки. Композиции никогда не заканчиваются неожиданно, звук постепенно становится легче, прозрачнее, и наконец Вы выходите из этого состояния. После того как год назад я прослушал демо-кассету с записью этого альбома, я позвонил Артемию и сообщил, что на мой взгляд, "Мистицизм звука" - самый сильный альбом из тех, что он создал на сегодняшний день. В свойственной ему вежливой манере, Артемий осторожно возразил мне, что он сам считает этот альбом довольно тяжелым для неподготовленного слушателя. "Подождем что скажут критики", - ответил он. Впрочем, критики не заставили себя ждать. По опросу уже упомянутого мною в предыдущем обзоре Глена Хаммета альбом "Мистицизм звука" был назван лучшим диском 1999 года. Он занял первое место в чартах, обогнав компакт-диски Steve Roach и Richard Bone. В Италии по итогам 1999 года и по опросу, проводившимся музыкальным журналом "Deep Listening", диск "Мистицизм звука" занял первое место. Далее, в марте 2000 года по опросу слушателей американской радиостанции KALX, "Мистицизм звука" вошел в top-35 - то есть в число тридцати пяти лучших альбомов за 1999 год, обогнав при этом проекты таких грандов музыкальной индустрии, как Ryuichi Sakamoto и Herbie Hancock. Композиция "Катаклизмы XX века" была представлена на уже упоминавшемся конкурсе компьютерных искусств "АРС Электроника 2000", который ежегодно проводится в австрийском городе Линце, и где авторские пьесы Артемия регулярно звучат уже несколько лет. Честно говоря, я с большим удовольствием читал про этот богатый урожай престижнейших международных наград на официальном сайте "Электрошока" - приятно было чувствовать себя оракулом, предсказавшим успех...

Максим Клепиков

 

 
 
 
     
 
В случае использовния материалов, ссылка на сайт обязательна
© "Electroshock Records", 2004